Все они простаивают в вынужденном дрейфе, ожидая подхода атомных ледоколов,
которые должны вывести их из ледового плена.
По данным администрации СМП:
В районе Певека дрейфовали «Полар Кинг» (принадлежит «Эко Шиппинг»),
«Ямал Ирбис» («Севнор Логистик»), «Юрий Аршеневский» (Мурманское морское пароходство)
и «Инженер Трубин» (Северное морское пароходство)
В районе бухты Север (Енисейский залив) находятся «Селенга» (Сахалинское морское пароходство, SASCO),
а в районе Карских Ворот — «Михаил Сомов» (Гидрометфлот), «Владимир Русанов» (Хатангский морской торговый порт),
«Георгий Ушаков» (Хатангский морской торговый порт), «Механик Пустошный»
(Северное морское пароходство), «Арктика-1» (Реском-Тюмень)
В районе мыса Дежнева застряли во льдах Vitus Bering (Мурманский губернский флот),
Nordic Nuluujaak, UHL Fusion, Nordic Qinngua
В районе мыса Желания дрейфуют «Северный проект» (Арктическое морское пароходство, ASCO),
Kumpula (ESL Shipping, Финляндия)
У острова Диксон стоит судно ПАК (Ленское объединенное речное пароходство)
В соответствии с последним прогнозом, размещенным на сайте администрации Севморпути со ссылкой на данные Росгидромета,
на всем протяжении СМП тип ледовых условий заявлен как «легкий».
В действительности сегодня ледовая обстановка не соответствует прогнозам, отмечает источник,
близкий к «Росатому» (оператор СМП). По его словам, суда «встают в лед» и не могут идти самостоятельно.
В прошлые годы в это время ледовая обстановка была простой,
поэтому на этот ноябрь ряд судовладельцев не стали заказывать ледокольную проводку.
«Но погода резко изменилась, прогноз Росгидромета оказался неточен».
Гендиректор «Атомфлота» (структура «Росатома») Мустафа Кашка отметил,
что в 2021 г. процесс ледообразования в определенных районах акватории СМП начался
на две недели раньше, впервые за последние семь лет. «Фактически уже с начала
ноября на некоторых участках движение без ледокольной проводки невозможно.
Несмотря на это, предприятие выполняет свои контрактные обязательства
и обеспечивает безопасное мореплавание в акватории Севморпути»
Северный морской путь пролегает вдоль северных берегов России
и соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек.
Его протяженность составляет 5600 км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения.
Навигация в восточном секторе СМП зимой сейчас невозможна без ледокольной проводки
(толщина льда здесь достигает 3 м).
Проект перехода на круглогодичную навигацию по Севморпути является стратегическим для России.
По данным Минвостокразвития, это позволит сделать СМП полноценной альтернативой Суэцкому каналу,
сократив более чем на 30% морской путь из Европы в Азию. К 2030 г. Россия рассчитывает создать
на базе СМП международный транспортный коридор с грузопотоком в 160 млн т в год
против 33 млн т по итогам 2020 г. В сентябре 2021 г. глава «Росатома» Алексей Лихачев говорил,
что по итогам года может быть преодолен рубеж в 35 млн т.
Представитель «Росатома» сказал, что уже создан оперативный штаб
для разрешения ситуации на СМП и начались мероприятия по ее исправлению.
До конца декабря все проблемы с проводкой судов будут решены, а северный завоз
будет выполнен в полном объеме, добавил он.
По данным «Атомфлота», сегодня в акватории СМП работают три атомных ледокола: «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». В начале декабря к ним присоединится атомоход «50 лет Победы», а затем – головной универсальный атомный ледокол «Арктика» (проект 22220; по данным «Ведомостей», ледокол пока находится на Балтике).
По информации «Атомфлота», 20 ноября атомный ледокол «Вайгач» завершит транзитную проводку по СМП каравана, состоявшего из пяти теплоходов: UHL Fusion, Golden Pearl, Golden Suek , Nordic Qinngua, Nordic Nuluujaak. В районе мыса Дежнева суда начнут движение без ледокольной проводки. После этого «Вайгач» проследует к рейду Певека, где будет сформирован караван из трех судов («РЗК Константа», «Турухан», «Григорий Шелихов») для дальнейшей проводки в западном направлении. В районе Новосибирских островов к ним присоединятся теплоходы Kumpula, «Селенга», «Владимир Русанов», «Северный проект», «Механик Пустошный».
Источник уточнил схему проводки. Караван, который заберет от Певека «Вайгач», будет доведен до Новосибирских островов. Там атомный ледокол заберет часть застрявших во льдах судов и поведет их на восток. «Ямал» проведет до Певека «Юрия Аршеневского» и потом вернется к Новосибирским островам за оставшимися там судами, чтобы вести их на запад. Кроме того, в Певек будет возвращен с грузом северного завоза атомный лихтеровоз «Севморпуть», который сейчас следует во Владивосток.
Сейчас объективно существует достаточно серьезный дефицит ледокольного сопровождения,
и в ситуации, когда оно не заказано заранее, оперативно его получить непросто. По словам
управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, в целом к проходу через
СМП уже на этапе подачи заявки не допускаются суда, чей ледовый класс без ледокольной проводки
не позволяет безопасно осуществлять проход по СМП. При этом заявка подается за 15 суток до прохода
по маршруту. «Тем не менее риски появления блуждающих льдов присутствуют. В этой связи предусмотрена
помощь ледокола, но его ожидание может составить от 1 до 12 суток. Кроме того, необходимо
будет доплатить за проводку», – пояснил он. Таким образом, если проблема возникает, то решить ее можно,
только дополнительно заплатив за услуги ледокольного флота, говорит Гришунин.
Гендиректор мультимодального экспедитора Alltrucks Михаил Мезенцев отмечает,
что когда ледовая обстановка на СМП становится нестабильной, возникает дефицит ледокольного сопровождения,
и такие ситуации повторяются практически каждый год. На помощь экстренно направят ледоколы и
ситуация быстро разрешится, считает он. Мезенцев также пожаловался на неточность
прогнозов Росгидромета: «[Точность прогнозов] как и в Москве: обещали дожди, а светит солнце».
По его мнению, если Россия хочет развивать СМП, чтобы контейнеровозы шли не вокруг Африки,
не по deep sea (перевозка грузов на дальние расстояния по океану. – ) вместо Севморпути,
то проводку должно обеспечить большое количество ледокольного транспорта,
причем преимущественно именно атомные ледоколы.
По словам генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, предотвратить
подобные проблемы в будущем поможет ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Сибирь»,
приемка которого запланирована до конца 2021 г.
В состав российского атомного ледокольного флота в настоящее время входят пять атомных ледоколов
– «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач» и «Арктика». Также есть атомный контейнеровоз «Севморпуть».
В конце июля замгендиректора корпорации Кирилл Комаров рассказал журналистам,
что «Росатом» планирует заказать шесть дополнительных ледоколов, чтобы обеспечить
экспорт российских углеводородов и международный транзит на Севморпути к 2030 г.
Это атомные ледоколы серии 22220 типа «Арктика» мощностью 60 МВт, еще четыре
– ледоколы на сжиженном природном газе.
+++
Австралийское бюро метеорологии объявило 23 ноября 2021 года, что часть цикла Ла-Нинья,
известного как Эль-Ниньо-Южное колебание (ENSO), развилась в Тихом океане. Следовательно,
прогноз BOM ENSO был повышен до LA NIÑA. Климатические модели предполагают,
что эта Ла-Нинья будет недолгой и сохранится до конца лета в южном полушарии или начала осени 2022 года.
Д-р Эндрю Уоткинс, руководитель оперативного климатического обслуживания BOM,
сказал, что обычно во время событий Ла-Нинья осадки концентрируются в западной
тропической части Тихого океана, что приводит к более влажным, чем обычно, периодам в восточной,
северной и центральной частях Австралии.
«Ла-Нинья также увеличивает вероятность того, что дневные температуры ниже средних
на большей части территории Австралии, и может увеличить количество образующихся тропических циклонов»,
- сказал Уоткинс.
"Ла-Нинья также ассоциируется с более ранними первыми дождями северного сезона дождей,
что мы наблюдали в большей части тропической Австралии в этом году.
«Последним значительным событием Ла-Нинья было 2010–2012 годы. Это сильное событие
повлекло за собой значительные воздействия по всей Австралии, включая самые дождливые
двухлетние периоды в истории наблюдений, а также масштабные наводнения.
«Ла-Нинья также произошла весной и летом 2020-2021 годов. Повторяющиеся друг за другом
события Ла-Нинья не являются чем-то необычным, около половины всех прошлых событий
возвращаются на второй год».
Ожидается, что в этом году событие не будет таким сильным,
как событие 2010–2012 годов, и может быть даже слабее,
чем событие Ла-Нинья 2020–21 годов.
«Каждая Ла-Нинья имеет разные последствия, поскольку это не
единственный климатический фактор, влияющий на Австралию в любой момент времени.
Вот почему важно не смотреть на нее изолированно, а использовать онлайн-инструменты
Бюро прогнозов климата, чтобы получить представление о вероятных условия на ближайшие месяцы ",
- сказал Уоткинс.
Бюро ранее перешло на La Niña WATCH 14 сентября 2021 года
и на La Niña ALERT 12 октября 2021 года.

+++
СЮРПРИЗ: НЕКОТОРЫЕ КРАСНЫЕ АВРОРЫ ЯВЛЯЮТСЯ * НЕ * АВРОРАМИ:
Самая большая геомагнитная буря за многие годы разразилась в этом месяце,
когда CME-каннибал врезался в магнитное поле Земли. Полярные сияния
распространились на юг до Калифорнии и Нью-Мексико. Однако при ближайшем
рассмотрении не все огни были полярными сияниями.
Некоторые были «SAR».
SAR - это чисто красные световые дуги, которые колеблются по небу во время сильных геомагнитных бурь.
4 ноября 2021 года Земля испытала настоящий SAR-шторм.
«Мы сфотографировали SAR на юге до обсерватории Макдональд в Техасе»,
- сообщает Джефф Баумгарднер из Центра космической физики Бостонского университета.
«Полосы света пронеслись по нашим камерам около Бостона, а затем направились на юг.
Мы знали, что происходит что-то особенное».
SAR похожи на полярные сияния, но это не одно и то же.
Полярные сияния появляются, когда заряженные частицы падают из космоса,
ударяя по атмосфере и заставляя ее светиться, как кинескоп старого цветного телевизора.
SARs образуются по-разному. Они являются признаком утечки тепловой энергии
в верхние слои атмосферы из системы кольцевого тока Земли.
Космические физики заинтересованы в SAR, потому что они связаны
с кольцевым током Земли - контуром в форме пончика, несущим миллионы ампер
вокруг нашей планеты. Кольцевой ток скользит по орбитам геостационарных спутников
и играет огромную роль в определении силы геомагнитных бурь.
Земля - единственная каменистая планета, на которой он есть.
+++
Кстати, Галковского поправьте пожалуйста,
он категорически неправ, потому что не знает
совершенно физики, кристаллографии, спектроскопии,
геохимии и математики.