Народ коса жил на территории Косаленда, это в районе нынешней ЮАР. В 1856 году за год вымерло 80% населения...
В то время Британия постепенно колонизировала африканские земли.
В апреле 1856 г. двух кафрских девочек послали разгонять птиц, слетавшихся на кукурузное поле около реки Гксара. Старшая из них, Нонгкавусе, потом рассказала, что, когда они пили на берегу воду, рядом откуда ни возьмись появились две загадочные фигуры. Они велели девочкам принести в родной крааль (поселок) благую весть: мол, ожидается всеобщее воскрешение из мертвых и вечное изобилие. Поэтому не нужно больше ни обрабатывать, ни засевать землю. Скот следует уничтожить, запасенное зерно развеять по ветру, а колдовство запретить. Только таким образом кафры смогут подготовиться к наступлению грядущего царства всеобщего благоденствия. Потом в страну придут новые люди, которые сбросят в море всех англичан и тех, кто не поверил этой вести. В то время до Южной Африки дошли известия о Крымской войне. Все узнали, в частности, что ненавистный кафрам сэр Джордж Каткарт, истребивший в пограничных конфликтах множество туземцев, убит русскими.
Незнакомцев, которых якобы видела Нонгкавусе, скоро стали считать русскими, пришельцами из далекого Крыма – чернокожими в военной форме. Относительно расовой принадлежности русских сомнений не возникало – это были воскресшие духи великих кафрских воинов. Вдоль всего побережья на вершинах утесов начали собираться люди – они вглядывались в морские дали, ожидая появления флота освободителей. Однако, чтобы спасители прибыли, требовалось уничтожить весь скот.
Местный священник Мхалакази, родственник девочек, начал усердно распространять эту идею среди соотечественников. Когда Мхалакази забил собственный скот, ему быстро последовали соседи. Потом поверил вождь племени, Сарили.
К лету 1856 г. «благая весть» Мхалаказы была услышана повсюду – племена с энтузиазмом уничтожали свою скотину.Мхала-каза предупреждал: русские не придут и никакие пророчества не сбудутся, пока у коса остаются съестные припасы.
Тем временем, встревоженный странным поведением коса, сэр Джордж Грей предупредил Сарили о трагических последствиях, которыми чреват дальнейший забой скота. Комиссар видел, что голод уже неизбежен, но до сих пор не понимал, почему кафры не боятся.
К концу 1856 г. небо над Косалендом наполнилось грифами, кружившими над трупами коров и людей, усеявшими невозделанную землю. Между реками Кей и Фиш (Фис) было забито уже более 200 тыс. голов скота и умерло от голода на менее 100 тыс. коса. Несмотря на это, Сарили продолжал трогательно – и преступно – верить каждому слову Мхалаказы.
...Видя, что терпение соотечественников иссякает, Мхалаказа пустил слух, что “новые люди” отказались спасть коса, поскольку те обманули их, не уничтожив весь свой скот. Однако к этому времени потерявшие надежду люди уже сами жили во власти видений. Одним казалось, что русские армии шагают по морю, другим являлись армады плывущих по волнам зонтиков с вооруженными людьми, многие слышали под землей топот коровьих стад.
Наконец 31 января 1857 г. около Баттеруэрта собралось более пяти тысяч «верующих» со всей страны, включая Сарили. Там Мхалаказа обнародовал свое новое пророчество. Коса должны были разойтись по домам и забить всех дойных коров, оставленных, чтобы кормить молоком самых маленьких детей. Потом их шкурами требовалось занавесить двери, чтобы обезопасить жилище от страшных молний, возвещающих о прибытии новых стад. Далее пророк сообщил, что с восходом над землей нового солнца море высохнет, а небо опустится и будет лишь чуть-чуть выше людских голов. Самого Мхалаказу как человека низкорослого это, по-видимому, не беспокоило. Надо, впрочем, отдать должное неистощимости его фантазии, как и сверхъестественному терпению Сарили. Судный день был назначен на 18 февраля 1857 г.
Он, разумеется, не наступил.
За это время было забито от 300.000 и 400.000 голов скотины
Численность населения Косаленда сократилась с 105тыс до 27 тыс.
JOURNAL ARTICLE
The Central Beliefs of the Xhosa Cattle-Killing
J. B. Peires
The Journal of African History
Vol. 28, No. 1 (1987), pp. 43-63 (21 pages)
The Xhosa cattle-killing movement of 1856-7 cannot be explained as a superstitious 'pagan reaction' to the intrusion of colonial rule and Christian civilization. It owes its peculiar form to the lungsickness epidemic of 1854, which carried off over 100,000 Xhosa cattle. The Xhosa theory of disease indicated that the sick cattle had been contaminated by the witchcraft practices of the people, and that these tainted cattle would have to be slaughtered lest they infect the pure new cattle which were about to rise. The idea of the resurrection of the dead was partly due to the Xhosa belief that the dead do not really die or depart from the world of the living, and partly to the Xhosa myth of creation, which held that all life originated in a certain cavern in the ground which might yet again pour forth its blessings on the earth. Christian doctrines, transmitted through the prophets Nxele and Mhlakaza, supplemented and elaborated these indigenous Xhosa beliefs. The Xhosa and the Christian elements united together in the person of the expected redeemer Sifuba-sibanzi (the broad-chested one). The central beliefs of the Xhosa cattle-killing were neither irrational nor atavistic. Ironically, it was probably because they were so rational and so appropriate that they ultimately proved to be so deadly.